Узбекистан и Турция подпишут соглашение о преференциях

Уже в начале следующего года между Узбекистаном и Турцией будет подписано соглашение о преференциях в торговле между двумя странами. Договоренность об этом достигнута на переговорах, проведенных в формате видеоконференции между первым заместителем министра инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан Л.Кудратовым и заместителем министра торговли Турецкой Республики Г.Батур.

В ходе онлайн-мероприятия были рассмотрены итоги шести раундов экспертных переговоров по условиям подписания соглашения о преференциальной торговле между странами.

Особое внимание было уделено скорейшему завершению формирования короткого перечня товаров сторон, в отношении которых на взаимной основе будут предоставлены преференциальные условия доступа на рынок.

С учетом чувствительных секторов экономики, интересов бизнеса и общества договорено на паритетной основе применить в отношении отобранных видов товаров модальности предоставления преференций во взаимной торговле. В частности, предусматривается применение тарифной квоты, полного и частичного освобождения от уплаты таможенной пошлины.

Стороны договорились завершить согласование условия предоставления преференций в отношении отобранных товаров сторон до конца текущего года, а также вывести на подписание соглашения в начале 2021 года.

ЕБРР обновил прогноз по экономике Узбекистана

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) пересмотрел в сторону понижения экономические прогнозы для стран с переходной экономикой, куда он направляет свои инвестиции, в связи с тем, что меры по борьбе с коронавирусом остаются в силе дольше, чем ожидалось.

Теперь ЕБРР прогнозирует, что спад общий экономики в странах его операций составит за этот год 3,9%, а в будущем году ожидается возобновление роста на уровне 3,6%.

Как отмечают в банке, экономический рост в Узбекистане замедлился до 0,2 процента в годовом исчислении в первой половине 2020 года, оставаясь положительным главным образом за счет роста в сельском хозяйстве и строительстве (2,8 процента и 7,3 процента в годовом исчислении соответственно).

В других секторах наметился спад. Промышленность и добыча газа сократились на 1,9 и 17,1 процентов соответственно. Пострадал и сектор услуг: гостиничный бизнес и торговля сократились на 1,1 процента в годовом исчислении; перевозка и хранение, информация и связь сократились на 3,2 процента.

Правительство ввело карантинные меры в середине марта 2020, постепенно ослабляя их с конца августа 2020 года. Безработица выросла до 13,2 процента в январе-июле 2020 года с 9,1 процента годом ранее, а реальные доходы снизились на 1,7 процента. В условиях вялого спроса инфляция снизилась с 16,5 процента в годовом исчислении в августе 2019 года до 11,7 процента в августе 2020 года, что вынудило центральный банк снизить ставку рефинансирования с 15 процентов до 14 процентов годовых.

В апреле 2020 года правительство учредило Антикризисный фонд (около 1,5% ВВП) для укрепления системы здравоохранения и поддержки уязвимых работников и пострадавших предприятий. Тем не менее, страна испытывает сильное внешнее давление. В то время как импорт сократился примерно на 18 процентов в первые семь месяцев 2020 года (в годовом исчислении), экспорт упал на 21 процент.

Внешний баланс дополнительно ухудшился из-за спада экономической активности в России и Казахстане и сокращению денежных переводов на 7 процентов в годовом исчислении (в долларовом выражении) в первые семь месяцев 2020 года. В целом, в 2020 году сокращение реального ВВП прогнозируется на уровне 2,0 процентов. Ожидается, что в 2021 году рост составит 4,5 процента за счет восстановления экспорта и внутреннего спроса.