Сестре погибшего ученого отказали в коменсации

Незаконно осужденного молодого ученого Андрея Кубатина пытали в рамках проведения следствия по подозрению в измене родине. Издевательства продолжались несколько лет.

После реабилитации, ученый неожиданно умер в больнице при невыясненных обстоятельствах.

В межрайонном суде по гражданским делам Учтепинского района Ташкента 29 января прошло итоговое заседание по иску Клары Сахаровой, сестры ученого-востоковеда Андрея Кубатина, против Главного финансового управления хокимията (администрации) столицы.

Ответчик — представитель финансового управления — в суд не явился, и судья Хилола Эргашева предложила истице перенести заседание на другой день, но Сахарова отказалась. Тогда судья удалилась в совещательную комнату и, вернувшись через полчаса, зачитала:

«Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, руководствуясь статьями 17, 1113 Гражданского кодекса республики Узбекистан, статьями 304, 309 Уголовно-процессуального кодекса, статьями 243, 253 Гражданско-процессуального кодекса, суд решил: в удовлетворении искового требования Сахаровой Клары Викторовны к ответчику — Главному финансовому управлению хокимията города Ташкента о взыскании морального ущерба, причиненного Кубатину Андрею Викторовичу, отказать. На решение суда может быть подана апелляционная жалоба или внесен протест в течение одного месяца со дня вынесения решения в судебную коллегию Ташкентского городского суда по гражданским делам».

После этого Эргашева сказала: «Могу пояснить, почему суд вынес такое решение. Согласно статье 17 Гражданско-процессуального кодекса республики Узбекистан, способность иметь гражданские права и обязанности признается в равной степени за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается в связи с его смертью…».

«Получается, что право на компенсацию имеет только живое лицо. Мой брат умер, и значит, никакой компенсации нам не полагается, — сказала после окончания заседания Сахарова. — Мало того, что уничтожили ученого, так еще и сейчас над нашей семьей так поиздевались. Это произвол, и я вообще не понимаю, какое же это демократическое государство! Где наши свободы, где наши права? И это в преддверии выборов президента. Я потеряла последнюю надежду, последнюю веру в президента, который является гарантом Конституции».

Первое заседание по данному иску состоялось 25 января. На нем Клара Сахарова потребовала от ответчика выплатить 3,5 млрд. сумов ($333 тыс.) семье ее погибшего брата в качестве компенсации морального ущерба. Теперь она собирается подать апелляционную жалобу в Ташкентский городской суд по гражданским делам.

36-летний Андрей Кубатин умер 29 октября 2020 года от коронавируса. Известный ученый-востоковед в 2017 году был осужден по статье 157 Уголовного кодекса Узбекистана («Измена государству»), получив 11 лет лишения свободы (позднее срок сократили до пяти лет). По версии следствия, он якобы передал отсканированные копии редких книг иностранному ученому. Международные правозащитные организации заявляли что дело было сфабриковано. В сентябре 2019 года ученый был реабилитирован решением Ташкентского областного суда по уголовным делам.

Находясь в заключении Кубатин неоднократно подвергался пыткам. Подробности ученый рассказал своей сестре Кларе Сахаровой в «ковидной» больнице за два дня до смерти.

Ещё при жизни Андрей Кубатин подал заявление в Военный суд Узбекистана о возмещении материального ущерба в размере 560 млн сумов ($53 тыс.). 10 декабря 2020 года его сестра получила по почте решение суда, согласно которому компенсация составляет 462 тыс. сумов ($44), из них 446 тыс. — на уплату госпошлины и 16 тыс. – почтовые расходы.