Венеция: Узбекистан представит образовательную программу на архитектурной биеннале

22 мая национальный павильон Узбекистана на 17-й международной архитектурной биеннале в Венеции открыл свои двери первым посетителям. Узбекистан дебютировал с проектом «Махалля: урбанистическая и провинциальная жизнь». Комиссаром павильона выступил Фонд развития культуры и искусства при Министерстве культуры.

Главная задача проекта – усилить национальное присутствие на глобальном культурном пространстве. На сегодняшний день Национальный павильон Узбекистана посетили около 20 000 человек.

Кураторами выставки были назначены Эмануэль Крист и Кристоф Гантенбейн, профессора архитектуры и дизайна Высшей технической школы в Цюрихе и партнеры-основатели Christ & Gantenbein, к участию были также приглашены художник и звукорежиссёр Карлос Касас и фотограф и художник Бас Принсен. Выставка по-своему отвечает на вопрос, ставший темой 17-й Международной Архитектурной биеннале в Венеции «Как мы будем жить вместе?»

В основе проекта лежит идея необходимости осмысления и документирования культурного наследия махалли, которое было осуществлено в сотрудничестве с международными экспертами по архитектуре и специалистами по культуре Узбекистана. Опираясь на изучение различных сторон архитектуры и жизни махалли, междисциплинарный проект совместил в себе комплексное академическое исследование и выразительное художественное высказывание, направленное на творческое отражение культурных и архитектурных традиций Узбекистана.

Опираясь на собранные данные и широкий круг задействованных иностранных специалистов, организаторы проведут серию мероприятий Mahalla Stories (Махаллинские истории). Mahalla Stories – это серия образовательных и культурных мероприятий, разработанных Фондом на 17-й Международной выставке архитектуры La Biennale di Venice. Спикерами выступят не только кураторы и художники проекта, но и приглашенные лекторы.

24 августа в павильоне Узбекистана программу откроет ансамбль узбекской традиционной музыки на карнаях и сурнаях «Шодиона». Ансамбль сопроводит макомиста Хушнуда Солиджонова. Музыканты исполнят классические узбекские песни, которые некогда исполнялись на свадьбах и других торжествах в махалле.

В целом, сессии будут проведены на темы: Узбекистан и махалли как источник вдохновения для творчества кураторов павильона Узбекистана Эмануэля Криста Кристофа Гантенбейна, контекст и исторические предпосылки движения за экологичный звук, а также практики звукового ландшафта и полевой записи с начала 70-х годов до наших дней от художника и звукорежиссера Карлоса Касаса и др.

Одним из знаковых событий станет Коллективный день кураторов, который будет проводиться совместно с израильским и польским павильонами 28 августа и соберет международных экспертов для обсуждений следующих тем: сельская местность, сельское хозяйство, производство продуктов питания и различные жизненные уклады.

Павильон Узбекистана приглашает на открытую сессию трех самых интересных музыкантов и звукооператоров из Италии Энрико Малатэста, Джованни Лами и Глауко Сальво. Их практика стирает границы импровизации, экологии звука, объектного резонанса и практики глубокого слушания. Будет проведена специальная живая импровизационная сессия с использованием перкуссии / объектов, полевых записей, а также сэмплов и электроники. Сессия даст новую практику звука павильону.

Ярким событием также станет открытый показ фильма «Mahallada duv-duv gap» (Об этом говорит вся махялля) в кинотеатре Teatrino Palazzo Grassi старинного палаццо в Венеции и беседа с Клои Дрийю, историком, научным сотрудником Национального центра исследований (CNRS) / CETOBAC и Саодат Исмаиловой, художником и кинорежиссером. Исследователь Клои Дрийю изучила самые ранние фильмы в Центральной Азии, восходящие к 1924 году, которые ознаменовали собой политическое возрождение, с этническим и территориальным разграничением Узбекистана, а также положили начало новому этапу в кинематографии.