Колонка: Почему в Новом Узбекистане нет культовой архитектуры

За 33 года независимости Узбекистана мы стали свидетелями значительных изменений и стремительного роста во многих сферах. В последние годы особенно заметно развивалась строительная индустрия, однако несмотря на это, в сфере архитектуры осталось много нерешённых вопросов.

Одним из них является отсутствие новых зданий, чьи архитектурные решения обсуждались бы международным сообществом специалистов. За три десятилетия в стране не появилось ни одного объекта, который мог бы стать символом независимого Узбекистана наравне с шедеврами прошлого — как, например, Регистан или Шахи-Зинда, Дворец дружбы народов или гостиница «Узбекистан».

Культурное наследие не определяется стоимостью проекта. На строительство зданий независимый Узбекистан выделил значительные средства, но ни одно из них не обладает художественной или инновационной ценностью. Первая определяется его привлекательностью, оригинальностью пространственной композиции, выразительностью форм, а также пропорциями, материалами, цветами и текстурой, создающими визуальный эффект. Не менее значим аспект, заключающийся в способности объекта вызывать эмоции и восхищение у зрителей. Какое недавно построенное сооружение на самом деле вызывает восторг или гордость за свою страну?

Помимо эстетической составляющей, новые здания также могут являться культурными и историческими маркерами. Пример других стран показывает, что национальные достопримечательности, такие как Сиднейский оперный театр в Австралии или Музей Гуггенхайма в Испании, создают мощные культурные и туристические потоки, привлекают инвестиции и формируют имидж страны на международной арене.

Настало время для смелых архитектурных решений, вдохновлённых богатой историей и уникальной культурой нашей страны. Пора переосмыслить подход к архитектуре и задаться вопросом: какие здания мы, узбекистанцы, оставим в наследие нашим потомкам и какие формы и пространства смогут передать национальный дух будущим поколениям?

Как в мире создают материальное культурное наследие

Многие государства успешно решают вопрос создания культурных символов, внедряя различные подходы. Их можно адаптировать и в нашей стране. Вот несколько примеров того, как эти проблемы решаются в других странах:

1. Здания проектируются на конкурсной основе. Конкурсы привлекают лучших архитекторов со всего мира и помогают выбрать наиболее инновационные и подходящие для страны решения. Работы победителей становятся не только архитектурными памятниками, но и культурными и туристическими центрами. Открытые конкурсы проводят многие страны.

Например, знаменитый Центр Жоржа Помпиду в Париже был создан ещё в 1970-х годах в рамках творческого конкурса. Его авторы — итальянский архитектор Ренцо Пиано и его коллега из Британии Ричард Роджерс.

Инновационные и революционные на момент постройки решения поставили центр в один ряд с другими, более традиционными, объектами культурного наследия. Взгляд зодчих отличался от укоренившихся представлений о том, как должны выглядеть культурные учреждения. Задумка авторов проложила путь для новых архитектурных решений. Они спроектировали здание, чей экстерьер демонстрирует технические элементы объекта: трубы, лестницы и воздуховоды.

Сегодня Центр Жоржа Помпиду — один из крупнейших культурных комплексов мира, который значительно повлиял на развитие культурной политики Франции. Центр назван в честь президента Жоржа Помпиду, что подчёркивает вклад главы государства в развитие культурной политики.

С вводом здания в эксплуатацию в 1977 году здесь проводятся выставки и культурные мероприятия. Многие из них организуются при поддержке частных спонсоров и благотворительных фондов. Центр стал новой точкой притяжения и сыграл ключевую роль в развитии парижского района Маре.

2. Страны инвестируют в архитектуру. Строительство многих знаковых архитектурных объектов зачастую становится возможным благодаря инвестициям со стороны государства. Частные инвесторы, как правило, ориентированы на прибыль, что может ограничить масштаб и значимость проектов. В свою очередь, государство имеет возможность реализовывать долгосрочные и масштабные проекты, направленные на сохранение и развитие культурной среды. Более того, задача по созданию культурного наследия и архитектурных памятников должна стоять именно перед правительством, так как только оно может обеспечить необходимое финансирование, координацию и защиту общественных интересов.

Например, Музей Гуггенхайма в Бильбао стал символом города, привлёк множество туристов и внёс весомый вклад в развитие искусства, архитектуры и креативной экономики региона. Появился даже новый экономический термин «эффект Бильбао».

Здание спроектировал знаменитый зодчий Фрэнк Гери. Уникальная архитектура с использованием титана и асимметричных форм произвела революцию в дизайне музеев по всему миру. Объект отличается сложной формой, не имеющей прямых углов, и динамичными линиями, напоминающими корабельные корпуса или каменные скалы.

Строительство Музея Гуггенхайма в Бильбао было в основном профинансировано за счёт государственных средств — правительства страны и Автономного сообщества Страны Басков. Это говорит о стремлении страны к развитию и стимулированию туризма.

Сиднейский оперный театр — другой яркий пример, ставший не только драйвером туристического потока, но и символом Австралии.

Международный конкурс для проекта Сиднейского оперного театра рассмотрел более 230 предложений от разных дизайнеров. Победителем стал датский архитектор Йорн Утцон. В его проекте успешно сочетаются традиционные формы и инновационные решения.

Сиднейский оперный театр воплощает дух 1950-х годов, когда архитекторы стремились к новаторству, исследуя новые формы и конструктивные решения. Изогнутые крыши напоминают паруса или ракушки и являются отсылкой к связанной с морем культуре Австралии. В экстерьере явно прочитывается культурный код страны. При этом здание остаётся ярким примером прогрессивного подхода к архитектуре.

Строительство Сиднейского оперного театра было профинансировано главным образом за счёт государственной лотереи, учреждённой правительством Нового Южного Уэльса специально для строительства этого здания. Идея использования лотереи как источника средств для строительства была уникальной и показала свою эффективность.

Первоначально стоимость объекта оценили в 7 млн австралийских долларов, а сроки строительства в 4 года. Однако работы затянулись почти на 20 лет, расходы выросли до 102 млн долларов. Лотерея оказалась чрезвычайно успешной. Призы включали крупные денежные сумму или другие ценные награды, что привлекло большое количество участников.

3. Страны создают архитектурную узнаваемость на мировом уровне. Некоторые страны используют архитектурные проекты как способ подчеркнуть свою национальную уникальность в сочетании с современными глобальными трендами. Это здания, которые отражают актуальные мировые тенденции в дизайне, инновациях и технологиях, но при этом сохраняют связь с культурными особенностями и традициями региона.

Китай активно включает развитие современной архитектуры и культурных объектов в свои национальные стратегии. Дизайн Центра национальных искусств в Пекине выражает современные архитектурные тренды — футуристичность и лаконичность.

А штаб-квартира Центрального телевидения Китая в столице демонстрирует новый взгляд на проектирование небоскрёбов, чей дизайн, как правило, универсален для всех стран мира, в связи с чем сложно определить страну по небоскрёбу.

Как правительство Узбекистана может содействовать строительству культовой архитектуры

1. Разработать гибкую нормативную базу. Для стимулирования творческого подхода необходимо обеспечить гибкость в нормативных требованиях. Нормативно-правовая база играет важную роль в определении параметров, в рамках которых осуществляется проектирование и строительство зданий. Эти нормы регулируют безопасность, технические характеристики, устойчивость, энергоэффективность, доступность и экологичность объектов. Однако строгие требования в некоторых случаях ограничивают художественное качество архитектурных решений и свободу творчества архитекторов, вынуждая их работать в рамках узких стандартов. Это снижает выразительность и оригинальность проектов.

Авторы недавно обновлённых нормативных документов утверждают, что доработанные нормы помогут сократить количество незаконных строек. Новые требования ограничили творческую свободу архитекторов, хотя незаконное строительство продолжает существовать, что явно говорит о неэффективном управлении.

<

p dir=»ltr»>

При этом для многих проектов, реализуемых в Узбекистане с участием зарубежных инвесторов, разрешается в исключительном порядке отклоняться от национальных норм, хотя и такие проекты затем проходят через адаптацию, поскольку международные нормы могут не соответствовать климату и условиям Узбекистана. Это наглядно демонстрирует необходимость приведения национальных норм в более гибкое и творческое русло, чтобы местные архитекторы могли участвовать в интересных проектах.

  1. Учредить архитектурные конкурсы. Архитектурные конкурсы — важнейший инструмент развития отрасли. Они способствуют выявлению лучших специалистов и повышению художественного качества проектов. Объявляя конкурс, государство говорит о намерении построить великий объект. Это также становится частью пиар-кампании, в рамках которой страна заявляет о себе на мировой арене.

В Узбекистане существует ряд проблем с организацией государственных конкурсов. Прежде всего они проводятся редко. Организуемые же конкурсы зачастую проводятся без должной подготовки, чёткого технического задания и системного подхода. Наиболее серьёзная проблема заключается в том, что не подводятся итоги конкурсов. Это подрывает доверие профессионалов и экспертного сообщества к организаторам, которыми чаще всего выступают государственные органы.

Проведение архитектурных конкурсов — сложный и многогранный процесс, требующий серьёзного подхода и командной работы. Важнейшими элементами являются тщательное составление технического задания, чёткое определение целей и задач, создание прозрачной системы оценки проектов, независимый экспертный состав и выдача своевременной обратной связи. Регулярные и качественно организованные конкурсы могут существенно повысить уровень архитектуры и городского планирования в Узбекистане.

3. Создать фонды и гранты для архитекторов. Финансирование творческих проектов архитекторов на конкурсной основе, особенно молодых, может стимулировать рост качества проектов и кадров в целом. Например, британские фонды и институты (British Council, Фонд архитекторов, Фонд архитектурного наследия) поддерживают молодых архитекторов грантами, позволяя им реализовывать нестандартные проекты и исследовать новые подходы в дизайне. В США фонд National Endowment for the Arts также финансирует архитектурные инициативы, направленные на улучшение городской среды.

4. Образование и подготовка специалистов. Важно развивать систему образования и подготовки архитекторов таким образом, чтобы уже в процессе обучения они могли работать над реальными проектами. Для этого необходимо обеспечить вузы проектами и создать условия для проектирования в рамках учебных программ, которые возглавят преподаватели-практики. Например, в Нидерландах университеты активно сотрудничают с муниципалитетами и частными компаниями. Это даёт студентам возможность участвовать в разработке городских проектов.

5. Стимулировать инвестиции в архитектуру. Опыт других стран показывает, что в строительстве культовых объектов прежде всего заинтересовано правительство. Однако можно привлекать и частный сектор. Частные компании и инвесторы могут сыграть важную роль в формировании новых культурных символов. Инвесторам, строящим жилые здания и отели, государство предлагает множество льгот. Похожие стимулы правительство могло бы предложить частным инвесторам для строительства нестандартной архитектуры, которая будет иметь долгосрочную культурную ценность и развивать архитектурные решения.

6. Формировать общественное мнение. Не менее важно вовлекать общественность в процесс создания архитектурных объектов. Нужно активно проводить обсуждения и презентации проектов, чтобы общество могло участвовать в выборе тех или иных решений, а также осознавать значимость каждого нового объекта для национальной идентичности и истории страны.

Таким образом, для создания новых архитектурных символов необходимо объединить усилия государства, бизнеса, архитекторов и всего общества. Это позволит сформировать уникальное культурное наследие, развивать культуру и экономики страны, а также укрепить позиции Узбекистана на мировой арене как культурного и туристического центра.