«Каждая женщина, пережившая насилие — чья-то мама, сестра или дочь». Выставка NeUyat проходит в Ташкенте

Выставка NeUyat в 139 Documentary Center продлена до 14 декабря. Она является центральным событием одноимённого фестиваля, который третий год проводят проект против насилия Nemolchi.uz и галерея, основанная фотографом, активистом Тимуром Карповым. Цель проекта — с помощью искусства, просвещения и откровенных разговоров попытаться искоренить в обществе культуру молчания и стыда по отношению к сексуализированному насилию.

Для 139 DC фестиваль стал первым событием в новом пространстве на улице Тараса Шевченко — в мае из-за сносов на территории завода «Агромаш» галерея вынужденно оставила здание по адресу Султанали Машхадий, 210, которое занимала с 2019 года, и временно не работала. С начала ноября вновь открывшийся центр провёл в рамках NeUyat показы фильма «Суюнчи» и киноработ от коллектива видеохудожниц SOUP, лекцию о взрослении девочек, которую прочитала специалист по развитию детей Зинаида Умарбекова, медиацию с художницами-участницами выставки.

В связи с продлением выставки в программе фестиваля появились новые пункты:

23 ноября, 18:00 — Кинопоказ фильма «Железная женщина» («Узбекфильм»). Показ на узбекском языке с последующим обсуждением со сценаристкой Алией Темурийзода.29 ноября, 19:00 — Лекция Тилланисо Нурёгди «Феминизм и узбекские поэтессы». Язык лекции — узбекский.7 декабря, 18:30 — Лекция Тилланисо Нурёгди «Женское перо в узбекском романе». Язык лекции — узбекский.10 декабря, 19:00 — Презентация исследования «Уголовные дела по домашнему насилию в Узбекистане в 2023 году: системные проблемы и рекомендации». Авторка исследования — Нигина Худайбергенова.

Вход на все мероприятия, включая выставку, свободный.

Нынешняя выставка NeUyat отличается от прошлых, в первую очередь, направленностью: как тематической, так и географической.

«Предыдущие два года мы концентрировались на теме сексуализированного насилия, в этом мы расширили фокус своего внимания и направили его на гендерное насилие в отношении женщин и девочек в целом. Также если раньше у нас были участницы из стран Центральной Азии, то на этот раз мы сосредоточились на художницах из Узбекистана», — рассказывает координаторка проекта Nemolchi.uz Нигина Худайбергенова.

Ещё одно отличие — внешняя сдержанность. Большая часть работ в экспозиции не вызывает страх, не сигналит об угрозе. Мягкие куклы из адраса, карта Ташкента, красочные картины с традиционными орнаментами, воссозданная комната подростка с кучей милых личных вещей — инсталляции на первый взгляд кажутся чем-то нормальным, обычным. Как и насилие в обществе, которое предпочитает не говорить о нём, не замечать.

Агрессоры укрываются культурой молчания и стыда как щитом, воспринимают её как одобрение своим действиям. Иногда убеждение «все так живут» и вера в собственную правоту, которую лишь укрепляют культ силы и недостаточность наказания, оказываются сильнее государственных и человеческих законов. Женщин калечат, убивают за непослушание, «неподобающие» внешний вид и поведение, попытку уйти от мужа, распускающего руки, и по другим причинам, которые невозможно ни объяснить, ни принять.

«NeUyat — это попытка открыть глаза на то, как тяжело бывает женщине быть собой, когда даже простые вещи превращаются в источник страха, а стремление к свободе — в постоянную борьбу. Работы молодых художниц, представленные на выставке, напоминают, что женщина — не объект контроля, а сильная личность, чьи переживания заслуживают уважения», — отмечают организаторы.

По данным Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА), в 2021 году в Узбекистане было совершено 179 убийств женщин и девушек. Ровно столько текстильных кукол в инсталляции художницы Анны Ивановой. Визуализируя статистические данные, она придаёт объём, значимость цифре и позволяет увидеть масштаб трагедии.

Аналогичный приём использует художница Мастура Хамро. Её инсталляция из прозрачных листов с красными столбиками иллюстрирует статистику по фемициду в Узбекистане с 2015 по 2021 год.

«Обсуждение насилия над женщинами через искусство — это важная задача. Используя символы и метафоры, мы можем вызвать сопереживание и заставить людей задуматься. Главным является уважение к жертвам и избегание сенсационности. Искусство должно служить площадкой для диалога, отражая страдания, но при этом давая надежду и подчёркивая необходимость перемен», — считает Мастура Хамро.

Миф о том, что с насилием и агрессией сталкиваются исключительно неправильные люди в неправильных местах, разбивается о работу Зилолы Кахрамоновой «Места, которых нет на карте». Художница поставила перед собой задачу визуализировать проблему сексуализированного насилия в городе, который считает себя безопасным. Помогают ей в этом посетители галереи, отмечая маркером на карте Ташкента места, где они сталкивались с приставаниями, харрасментом или подвергались насилию.

Инсталляция подтверждает очевидное: плохое случается не только ночью на неосвещённых улицах, в подземных переходах, заброшенных зданиях, безлюдных пустырях, но и при свете дня в набитом битком автобусе или вагоне метро, школе, парке и дома — за закрытыми дверями.

Очень обычно и одновременно жутко выглядит инсталляция Катерины Слапогузовой «Последний день детства». Художница воссоздала комнату девочки-подростка. У стены с постерами музыкальных групп — заправленная кровать. В изголовье лежит одежда; на одеяле сидят игрушки, разложены тетрадки, фотоальбом, телефон. Тумбочка напротив, увенчанная телевизором, еле вмещает в себя богатство: книжки, настольные игры, листы с наклейками, шкатулку с украшениями.

Эти простые детали, которые, скорее всего, были в детстве каждой девочки, эмоционально связывают неизвестную хозяйку комнаты с посетительницами, кого-то даже роднят с ней. Оттого инсталляция, по настроению мемориальная, ранит особенно сильно — она не про счастливую историю, а про детство, которое украли, сломали.

«Детство теперь как забытая комната: можно мысленно вернуться в неё, но войти туда вновь и почувствовать себя защищённой уже невозможно», — пишет о работе Катерина Слапогузова.

О том, что людям нужно помнить: каждая женщина, пережившая насилие — это чья-то мама, сестра или дочь, проект Дарьи Канти. Художница обращается к эмоциональному опыту; визуально воссоздаёт боль и душевные страдания, которые женщины чаще всего переживают в одиночестве. Так выглядит её попытка изменить то, как общество воспринимает и реагирует на насилие и его последствия.

«Проект „Сестра. Дочь. Мама“ служит призывом к сочувствию и солидарности, напоминая о необходимости создать общество, в котором пострадавшие от насилия будут находить защиту и поддержку, а не осуждение. Необходимо говорить о праве женщин на защиту и справедливость, чтобы трагедии не замалчивались, а становились поводом для перемен», — объясняет Дарья Канти.

Акцент на сочувствии — ещё одна отличительная черта выставки NeUyat, которая делает её невероятно сильной. Эмоционально вовлекая посетителей, превращая их в соавторов, художницы делают видимыми людей, которым не всё равно. Это дарит надежду на то, что круг насилия и молчания вокруг него однажды будет разорван.

Выставка NeUyat в галерее 139 Documentary Center открыта до 14 декабря. Посетить её можно со вторника по воскресенье с 11:00 до 19:00.

Exit mobile version