Как команды из Узбекистана выступили на хакатоне от NASA

В этом году Узбекистан впервые принял участие во Всемирной неделе космоса — ежегодном международном праздновании достижений и вклада космической науки и технологий в улучшение условий жизни человечества. Идея проведения мероприятия возникла на Третьей конференции ООН по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях, которая прошла в Вене в 1999 году.

С тех пор во всём мире ежегодно с 4 по 10 октября празднуется неделя космоса. Эти даты выбраны не случайно: 4 октября 1957 года СССР запустил первый искусственный спутник Земли, а 10 октября 1967 года США, Великобритания и Советский Союз подписали «Договор о принципах деятельности государств по исследованию космоса». В мероприятии участвуют космические агентства, аэрокосмические компании, школы, планетарии, музеи и астрономические клубы. Каждый год выбирается определённая тема, вокруг которой строятся все активности.

В этом году Агентство «Узбеккосмос» совместно с другими партнёрами в третий раз провело хакатон NASA Space Apps Challenge. Соревнования прошли в Туринском политехническом университете в Ташкенте. Мероприятие впервые состоялось в рамках Всемирной недели космоса. Глобальная инициатива, организованная NASA 12 лет назад, ежегодно собирает более 280 тысяч молодых людей из 185 стран.

Главная цель самого крупного космического хакатона — отбор и поддержка талантов, расширение кругозора на глобальные темы и продвижение новых космических проектов на международной арене.

Первый хакатон в Узбекистане состоялся в 2022 году по инициативе агентства «Узбеккосмос» в бизнес-центре Inno technopark. В нём приняли участие 30 команд — в общей сложности около 130 человек. Проекты, над которыми они работали, были связаны с космической биологией, радиосвязью, наблюдением за климатом Земли из космоса и другими темами.

«Участие в NASA Space Apps Challenge даёт возможность узбекистанским командам не только проявить себя на мировой арене, но и внести вклад в решение глобальных проблем с использованием открытых данных NASA. Мероприятие служит платформой для выявления талантов и потенциальных будущих специалистов в космической сфере Узбекистана. Это способствует развитию отрасли в нашей стране и повышению интереса молодёжи к космическим исследованиям и инновациям», — отмечает Ахрор Агзамов, инициатор хакатона в Узбекистане.

Хакатон открыт для всех желающих, независимо от возраста, пола, уровня образования и места проживания. Для участия необходимо:

Зарегистрироваться на официальном сайте NASA Space Apps Challenge.Сформировать команду из 2−6 человек или присоединиться к существующей.Ознакомиться со списком из 20 актуальных задач, которые перед участниками ставят эксперты NASA, и взять в работу одну из них.В течение 48 часов разработать проект, направленный на решение выбранной задачи, используя данные NASA и другие доступные ресурсы.Представить свой проект, который может включать в себя разработку приложений, создание визуализаций, проведение анализа данных, создание образовательных материалов или другие инновационные решения в зависимости от выбранной задачи.

«Задачи хакатона в этом году варьировались от создания интерактивных образовательных инструментов о космосе и экзопланетах до разработки приложений для визуализации данных о климате и окружающей среде. Некоторые команды работали над созданием игр на космическую тематику или инструментов для анализа сейсмических данных с других планет. Участники должны были продемонстрировать креативность, технические навыки и умение работать с научными данными», — рассказывает Ахрор Агзамов.

NASA Space Apps Challenge 2024 проходит в три этапа. Хакатон в Узбекистане фактически является отборочным туром международного соревнования. Главным призом для победителей национального этапа станет возможность представить свои проекты на заключительном глобальном уровне. Финалисты получат приглашение в исследовательские центры NASA, где смогут пообщаться со специалистами и изучить их научные разработки. На церемонии, которая пройдёт в начале 2025 года в США, им вручат различные награды, включая главную — Global Winner.

В 2023 году на международном этапе соревнования с участием 9 тысяч команд две группы из Узбекистана вошли в топ-550 лучших проектов, а одна попала в топ-40.

В этом году за звание лучших боролись 160 узбекистанцев в составе 35 команд. В финал вышли 15 из них. По решению жюри, победителями национального этапа хакатона стали пять команд, три из которых прошли на глобальный уровень — PhDs, Open Community и AvocadOS, а две — Galaxy Elite и Geek Armageddon — отмечены на локальном уровне.

Один из победителей хакатона — 14-летний Максим Салихов, ученик столичной частной школы Sehriyo и участник команды Galaxy Elite. Ребята создали проект интерактивного учебника по астрономии. В работе использовали технологии дополненной реальности для наглядного и понятного объяснения сложных физических явлений.

«За год до хакатона в школе проходили тесты по астрономии, по результатам которых выяснилось, что многие ученики не имеют даже базовых знаний. К тому же отдельно этот предмет нам не преподаётся. Мы решили это исправить и создали учебник для учащихся 5−7 классов, программа которого состоит из трёх частей: астрономия, инженерия и AR-технологии. Теперь планируем доработать материал, чтобы руководство школы могло выпустить книги для внутреннего пользования», — говорит Максим Салихов.

Интерактивный учебник был признан лучшим проектом в номинации MVP (Most Valuable Product), которая присуждается за разработку наиболее ценной и перспективной идеи или продукта.

20-летний студент университета Амити в Ташкенте Азизбек Муминов уже второй раз участвует в хакатоне. В прошлом году он создал интерактивную карту ощутимых тектонических движений на поверхности Луны, зафиксированных за несколько лет прошлого века. На этот раз Азизбек вместе со своим другом Шахриёром Пирназаровым разработал веб-приложение оррери — интерактивную модель Солнечной системы. Она создана на базе данных NASA о траекториях и расположениях космических объектов, приближённых к Земле. С помощью оррери можно увидеть позиции и свойства как планет, так и 1,4 миллионов астероидов и комет в заданный момент времени.

В дальнейших планах у ребят дополнить проект большим объёмом информации о небесных телах и внедрить новые функции, например, возможность путешествовать по Солнечной системе в виртуальной реальности.

«В прошлом году я смог завоевать звание глобального номинанта — Global Nominee. Надеюсь, в этот раз результаты будут ещё лучше», — делится Азизбек.

Сейчас проекты-победители отправлены на международное судейство. Официально второй этап хакатона завершится 29 октября 2024 года, когда станут известны финалисты. Из них жюри предстоит выбрать 10 победителей. Их имена исполнительный комитет NASA объявит на своём официальном сайте 16 января 2025 года.