Бороться с пылью и помогать бизнесу. Что такое дизайн-код и зачем он нужен городам
Дизайн-код — это большой документ, где содержится набор правил и рекомендаций, которые регламентируют весь внешний вид города: стандарты для архитектуры, оформления фасадов, наружной рекламы, уличной мебели и других элементов городской инфраструктуры. За созданием дизайн-кода стоит большая исследовательская работа: изучение истории локации, климата, работа с местными населением, городской администрацией.
Откуда вообще взялись дизайн-коды, зачем их внедряет всё больше городов и кто делает эту работу, — рассказывает руководитель проектов бюро территориального развития ATLAS Елена Трубина. Команда ATLAS в составе консорциума международных команд по развитию Нового Ташкента работала над дизайн-кодом Ташкента, включая Новый Ташкент.
Как появился дизайн-код
Подобие первого дизайн-кода появилось в Лондоне после пожара 1666 года, когда пришлось восстанавливать всю центральную часть города по специально разработанному регламенту застройки.
В Российской империи первопроходцем в урбанистике был Петр I. При строительстве Санкт-Петербурга он издал «Указ о высоких строениях». Высота построек в Санкт-Петербурге не должна была превышать высоту Адмиралтейской шпили, а сами здания необходимо было строить из камня в едином стиле.
Другой пример уже из современности: после падения Берлинской стены в 1989 году власти ввели регламент, чтобы визуально объединить два совершенно разных Берлина.
В России дизайн-код в современном понимании появился относительно недавно. Началось всё с разработки единого стиля для 11 центральных улиц Москвы в 2013 году. Проект реализовался в рамках программы капитальной реконструкции улиц «Моя Улица».
Кому нужен дизайн-код
Особенность дизайн-кода в том, что он рассчитан на разных пользователей: не только на туристов и жителей города, но и на предпринимателей, представителей администраций.
Для администрации это набор правил, призванных сохранить архитектурный облик города. Они определяют стиль зданий, цветовую палитру, а также используемые при строительстве и ремонте материалы. Это нужно для сохранения визуальной целостности исторических районов и предотвращения хаотичной застройки.
Например, в Севастополе разработкой дизайн-кодазанималось бюро ATLAS. Команда опиралась на историю города: светлые дома, планы развития, которые были разработаны в XX веке, учитывают объекты культурного наследия. Дизайн-код поможет городу решить проблемы с бессистемной внешней рекламой, нарушением исторического облика.
А в сельских территориях Дагестана ATLAS акцентировала дизайн-решения именно на сельском характере среды, сделала упор на архитектуру и детали: пропорции сложившейся архитектуры, местные материалы, правила работы с историческими элементами и грамотном включении новых. Совокупность этих характеристик в современном прочтении сохранит и усилит дух места.
Предпринимателю дизайн-код помогает правильно оформить вывеску, входную группу в своё заведение — это привлекает больше посетителей. Для туристов и жителей дизайн-код выступает проводником по городу, наполняя его смыслами и подсказками об истории места.
Иногда дизайн-код становится частью истории и идентичности города. Например, в екатеринбургской дизайн-системессылаются на уральскую идентичность: горы, реки, металл, суровый край и города-заводы. Поэтому в навигационных табличках используется кортеновская сталь.
Но это только видимая часть большой работы. Чтобы разработать и успешно внедрить дизайн-код, нужно вовлекать экспертов и общественность: вести диалог с дизайнерами, местными жителями, бизнесом, учитывать интересы всех сторон. Важно правильно информировать людей. Без хорошей информационной кампании сложно донести цели дизайн-кода до жителей и бизнеса, получить поддержку и соблюсти нормы.
Старший городской дизайнер международного проектного бюро Levitt Bernstein Рут Ричардсон описывает дизайн-код Гейвшема — одного из районов Англии — как способ сохранения культуры и развития общества.
«Успешный дизайн-код всегда отвечает существующему или историческому контексту места и его различным особенностям. При этом он помогает местным органам власти планировать новую застройку. В Грейвшеме мы привлекали местное сообщество к разработке дизайн-кода в части улучшения доступа к инфраструктуре, контекстуальных, но отличительных фасадов зданий. Благодаря этому, дизайн-код сохраняет местную культуру, одновременно способствуя обновлению сообщества».
Дизайн-коды влияют не только на визуальную часть и навигацию по городу. Всемирная организация здравоохранения в результатеисследования общественных пространств выяснила: чем лучше они продуманы и организованы, тем больше люди двигаются и проводят время на улице. Это, в свою очередь, снижает риск инсульта, гипертонии и других болезней.
В 2011 году появилсяИндекс лучшей жизни (The OECD Better Life Index), который измеряет благополучие населения в разных странах. В нём учитываются жилищные условия, доход, работа и качества жизни: окружение, образование, экология, состояние здоровья, удовлетворённость жизнью, безопасность и баланс между работой и личной жизнью.
Если посмотреть на лидеров рейтинга (Канада, Австралия), можно увидеть, что в крупнейших городах этих стран разработали (часто совсем недавно) дизайн-коды. Они есть в открытом доступе (Сидней,Рейкьявик). В Канадесистема дизайн-кодов разработана на национальном уровне. Несмотря на ранее достигнутые высокие показатели качества жизни, города внедряют документы регламентирования внешнего облика застройки и среды. Их цель — систематизировать подход и унифицировать решения против точечных хаотичных практик.
Мировые практики дизайн-кодирования
В мировой практике при разработке дизайн-кодов в последние годы всё чаще задействуют искусственный интеллект. В городских пространствах ИИ используют при внедрении технологии smart city. Это революционный подход к проектированию: алгоритмы машинного обучения могут анализировать данные о предпочтениях посетителей и погоде. Таким образом, можно оптимизировать распределение и баланс функциональных зон, количество и продолжительности освещения, регулярность полива и обеспечение безопасности.
Мегаполисы стремятся быть «умными». Например, в Барселоне внедрение умных систем освещенияпозволило сократить расходы на электроэнергию на 30%. В Лондоне такая же система помогла снизить энергозатраты на 25 процентов. ВВаленсии внедрение умного освещения позволило сократить затраты на электроэнергию на 75%, или 6 млн евро в год, а также снизить выбросы CO2 на 80%.
Современные города создают комфортные условия не только для людей, но и для животных. Например, каждый год в США от столкновения со стёклами зданий гибнут от 100 миллионов до миллиарда птиц. В Канаде — до 50 миллионов. С такой проблемой столкнётся и Новый Ташкент — город, который построят на земле, где маршруты птиц уже давно сложились.
В условиях активно развивающегося строительства важно учесть безопасность местной фауны. Для защиты птиц от столкновения с окнами зданий существуют специальные маркеры-конструкции, которые делают стёкла на зданиях видимыми для птиц. Среди таких конструкций — барьерные сетки, резные экраны, плёнки и ультрафиолетовые невидимые человеку наклейки. Установки создают визуальные маркеры для птиц, которые они воспринимают как препятствия. Такие наклейки тоже могут стать частью дизайн-кода. Так, команда бюро ATLAS при разработке дизайн-кода Ташкента учла эти конструкции и предложила клеить на стёкла узоры, основанные на исторических орнаментах и сюжетах.
Ещё один из трендов — это экологичное строительство. Особые требования к его ведению предусматривает ряд «зелёных» сертификаций, например, LEED. Дизайн-код Ташкента учитывает основные рекомендации по снижению выбросов, в том числе строительной пыли. Для решения этой проблемы существуют специальные защитные экраны, ограничивающие распространение пыли и грязи.
Такие экраны могут брендироваться, повышая внимание к месту, истории и планам развития. Например, в рамках программы развития «Моя улица» в Москве были сделаны ограждения с интересными фактами об истории, выдающихся людях, а также с навигацией в условиях ограниченного движения. В Сеуле активно используются ограждения для стройплощадок, которые выглядят как арт-объект.
В городах с жарким климатом дизайн-коды акцентируют внимание на снижении тепловой нагрузки с помощью правильного выбора материалов и цветов. В Дубае активноиспользуется белый цвет, чтобы отражать солнечные лучи и поддерживать комфортную температуру в городе.
Проблема нагрева города крайне актуальна для Ташкента. ATLAS изучила все мировые практики по снижению и учла релевантные в дизайн-коде. Цвета и материалы для фасадов и благоустройства, рассмотренные в документе, пропущены через фильтр потенциального нагрева.
Один из подходов к разработке дизайн-кодов — тактический урбанизм, который предполагает быстрые и малозатратные изменения городской среды для улучшения качества жизни. Обычно инициатива исходит от местных жителей и активистов, но нововведения могут проектироваться и муниципалитетами. Их суть — протестировать решения с минимальными ресурсами и, в случае успеха, развивать их на долгосрочной основе. Фудкорты на улицах, замена асфальта на газон, частичное ограждение автомобильных дорог под общественное пространство — это всё примеры тактического урбанизма.
Конкретный пример в России — вокзальная площадь в Саратове, которая была спроектирована стандартно: с большим количеством асфальта и движением по кругу. Её переформатировали и в центре сделали газон и уютное общественное пространство.
Парклеты в Сан-Франциско — один из примеров тактического урбанизма. Идея заключалась в том, чтобы превратить парковочные места в небольшие общественные зоны с растениями и скамейками. В рамках программыPavement to Parks было установлено 65 парклетов — это 5600 квадратных метров. В результате пешеходный трафик вырос на 4%, а велосипедный — на 11%. Согласно результатам опроса, проведённого организаторами, 61% пешеходов стали ощущать себя безопасно на улицах.
Как разрабатывался дизайн-код. Пример Ташкента
При разработке дизайн-кода Ташкента команда бюро ATLAS действовала по следующему алгоритму:
В первую очередь мы провели масштабное исследование истории города, его архитектурных традиций и этапов развития. Узнали, как формировался исторический центр, какой была его эволюция, сохранились ли старинные постройки и какие материалы использовались в прошлом.Далее команда тщательно изучила планы города по развитию, проект генерального плана Ташкента до 2045 года, мастер-план Нового Ташкента, стратегические цели, перспективные и отраслевые программы.Затем мы изучили климатические условия, особенности местной территории, сейсмическую активность и природные явления.Специалисты бюро искали культурную самобытность региона. Исследовали местные ремёсла, быт, традиционную и современную архитектуру и способы их взаимодействия друг с другом. В этом отношении был изучен мировой опыт: как новые города и районы транслируют идентичность и позиционирование места.Мы провели детальный анализ существующих зданий, их типов и стилей: дореволюционных, советских, модернистских и современных.На основе этого анализа команда создала матрицу, которая помогает классифицировать здания и районы по архитектурным особенностям. Это позволяет эффективно применять нормативы к конкретным примерам, ведь правила для вывесок в махаллях будут сильно отличаться от новых районов, и визуализация таких особенностей делает дизайн-код более понятным и удобным для применения.Далее мы исследовали вернакулярные, или ментальные районы. Это часть города, которая в сознании жителей с чем-то ассоциируется. Например, с рынком, ярмаркой, заводом, которого, возможно, здесь уже и нет. Как правило, такие районы имеют локальные символы, которые могут играть важную роль в создании дизайн-кода. На базе генерального плана развития города и мастер-плана развития Нового Ташкента разработано зонирование дизайн-кода. В его рамках ряд решений и правил может отличаться друг от друга.На заключительном этапе команда анализировала экономический контекст. Важно учитывать возможности и логистику местных производителей, а также ресурсы, чтобы поддерживать региональную экономику. Иногда какие-то материалы и ресурсы можно заказать прямо в этом городе или рядом. Тогда дизайн-код поможет ещё и местной экономике.Ташкент как уникальный пример создания дизайн-кода
На разработку дизайн-кода Ташкента в первую очередь влияли климатические особенности города. Воздух здесь прогревается до 45 градусов и выше. Важно изучить, как ведёт себя город в условиях перегрева: анализ теплового острова показывает, как распространяется тепло по улицам, какие территории больше страдают от палящего солнца.
Одна из проблем страны — пустынные ветры, которые приносят пыльные бури. Это влияет на городскую среду: пыль оседает на фасадах, портит внешний вид улиц и зданий. Поэтому дизайн-код должен учитывать эти особенности и предлагать варианты снижения влияния проблемы.
Ещё один аспект — ресурсы. Если в других городах можно позволить себе обильный полив озеленения, то в Узбекистане каждая капля на счету. Кроме того, специалисты были нацелены на оптимизацию полива из-за экономии ресурсов. Поэтому в дизайн-коде заложены энергоэффективные и водосберегающие технологии. Например, фонари на солнечных батареях или системы сбора дождевой воды, которую можно использовать для полива растений.
В Узбекистане жители исторически использовали традиционные способы борьбы с жарой: хаузы, каналы и арыки под тенью деревьев. Эти методы отражают адаптацию к климатическим условиям региона и включают архитектурные и бытовые решения, которые помогают снизить воздействие жары. Дизайн-код тоже может включать в себя как традиционные, так и современные технологичные решения.
Например, можно брать на вооружение местный вековой опыт борьбы с высокими температурами. Традиционные узбекские махалли строились с учётом защиты от жары. Улицы в таких районах узкие, а дома стоят так близко друг к другу, что прямой солнечный свет не попадает в переулки. Дома строились с толстыми стенами из сырцового кирпича или глины — эти материалы днём защищают от жары, а ночью медленно отдают накопленное тепло, сохраняя прохладу внутри помещений. В традиционных домах используются тканевые занавески и деревянные жалюзи, чтобы защитить помещения от перегрева. Все эти элементы важно изучить во время разработки дизайн-кода.
Ещё одна особенность изучения контекста — анализ активности Ташкента с помощью исследования потоков людей, разнообразия посещаемых мест и наложение различных слоёв данных: карты транспортных потоков, карты мобильности, демографические данные.
Самая высокая плотность движения в Ташкенте — у аэропорта, железнодорожных и автовокзалов. Особенно это заметно в часы пик. Торговые центры и базары — также наиболее посещаемые зоны.
Ранее команда ATLAS проводила исследование базаров как центров притяжения, и этот вывод подтверждается анализом рынков Ташкента. Их активность определяется как плотностью населения рядом, так и функцией — базары являются центрами торговли и социального взаимодействия.
Чтобы определить активность районов, архитекторы и дизайнеры даже используют Индекс Шеннона — показатель распределения и концентрации точек притяжения на единицу территории. То есть в ячейках размером один километр считались объекты коммерции, культуры, религии, образования, развлечений, сферы услуг и гостеприимства. Чем выше их плотность на одну ячейку, тем она ярче, а индекс выше.
В Ташкенте высокое разнообразие и концентрация точек притяжения наблюдается в центре города, на северо-востоке и на северо-западе. Низкие показатели разнообразия отмечаются в периферийных районах на востоке и на севере.
Получается, дизайн-код — это не только стиль оформления скамеек, вывесок, остановок и шаблоны шрифтов для указателей. Это результат большой исследовательской, коммуникационной, аналитической и творческой работы. За этой работой стоят архитекторы, аналитики, городские исследователи, отраслевые эксперты, дизайнеры, иллюстраторы и другие профессионалы.
Последние Новости
- Goa Tourism намерен заявить о себе на
- В Узбекистане предлагается установить четверг «Днём физической культуры
- InfinBANK и NRG объединяют усилия для развития доступного
- В Ташкентской области 19-летняя беременная девушка скончалась во время
- «В Ташкенте растёт потребление синтетических наркотиков среди школьников» —
- АО «Национальная компания Kazakh Invest» приглашает инвесторов