По ту сторону кассы: история продавщицы, которая каждый день рискует заразиться коронавирусом

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Этих людей часто не замечают, о них не привыкли думать, а их усилия во время карантина недооценены. При этом именно сейчас работа в Ташкенте и других городах страны продавцов стала особенно важной. Они – в списке «опасных профессий» и ежедневно находятся в зоне риска заражения «ковидом».

 

Их не принуждают выходить на работу, это самостоятельный выбор. Но продиктован он личными обстоятельствами – нехваткой денег, необходимостью кормить семью, оплачивать коммунальные расходы.

 

Каково это – целый день находиться среди людей, когда всех призывают оставаться дома? Что продавец чувствует по ту сторону кассы, когда каждый покупатель – это потенциальный разносчик заразы? Корреспондент Podrobno.uz пообщалась с продавщицей одной из крупных торговых сетей Ташкента, которая с первых дней введения в стране карантина не перестает работать.

 

Стаж работы нашей героини Зиёды в сфере торговли более пяти лет, она в свое время успела побывать и в соседнем Казахстане.

 

 

«Работать в магазине – сложно, чтобы не происходило, виноват всегда продавец. Поэтому мы молчим, стараемся сгладить любую «жаркую» ситуацию. А за день к кассе подходит три-четыре «агрессора», в особенно плохие дни бывает и больше. Они специально провоцируют всех вокруг своим недовольством. Это просто такой тип людей, которые заводят всех. Сразу переходят на личность, начинают оскорблять», – рассказывает она.

 

 

Во время карантина, по ее словам, люди стали очень агрессивными. Бывало, что приходили и специально искали повод поругаться.

 

«Особенно тяжело было в начале карантина, целый день – сплошная ругань. Боялась ли я выходить тогда на работу? В первые дни – да, постоянно полоскала горло, панически мыла руки. Потом стало отпускать, я ведь уверена в том, что соблюдаю все требования, и в магазине у нас с этим тоже строгий контроль», – вспоминает она.

 

Тогда, в середине марта, администрация сразу предупредила – супермаркет работает несмотря на то, что вокруг все закрывается. Никто не заставлял выходить на работу, все было по желанию, продавцы сами решали. В первый месяц карантина из-за страха на самоизоляцию ушли только три сотрудника, которые спустя несколько недель вернулись.

 

Сейчас потребители приходят и спокойно закупаются, все вошло в привычный ритм.

 

 

«В первые дни попадались такие, кто забегал в зал магазина, и начинал кричать, что все витрины уже пустые, берите все, хватайте! Фотографировали, сразу отправляли другим. Мы пытались людям объяснить, у нас есть свой большой склад, там есть запасы продовольствия, товар уже в пути. Но это был такой накал эмоций, их невозможно было остановить! Мы просто делали свою работу, старались всех оперативно обслужить, быть максимально вежливыми. А ночью я и мои коллеги тоже, как я знаю, просто падали без ног на кровать», – вспоминает она.

 

 

Администрация и менеджеры все время сами находились в зале, они и продавцов успокаивали, как могли, никто не был готов к такому сценарию событий.

 

Товар в первую неделю карантина приезжал фурами, сейчас уже в супермаркет, как и до пандемии, заезжают небольшие грузовые машины. Перебоев с товаром нет.

 

«Помню 16 марта я стояла на кассе, и у одного мужчины было 10 палок копченой колбасы. Я так удивилась, все хватали муку, гречку, сахар. И он, видя мой удивленный взгляд, сам ответил: «мы ее сейчас лучше заморозим, чем потом не сможем взять!», – делится девушка.

 

Как признается Зиёда, проработав два дня в таком режиме, когда все сметалось с полок, она сама уже поддалась панике, и купила себе две упаковки туалетной бумаги, которая до сих пор стоит дома с марта месяца.

 

 

На вопрос сложно ли было привыкать к постоянной дезинфекции, работе в масках и перчатках, она отвечает – нет. Благодаря опыту работы в мясном отделе с этими принадлежностями у нее вообще не было проблем. Там и до пандемии работа велась в такой форме, и хлорка присутствовала каждый день, и витрины мылись постоянно. В плане усилившихся санитарно-эпидемиологических требований работа не стала труднее.

 

 

«Сложнее стало контактировать с людьми. Первая и самая больная тема для нас – соблюдение социальной дистанции. Хотя в магазин запускается ограниченное число человек за раз, они все равно толпятся на кассе, стоят близко друг к другу, хотя там все уже давно разлиновано для соблюдения социальной дистанции», – отмечает Зиёда.

 

Еще одна проблема для нас – не всегда адекватное поведение покупателей и их желание пообщаться с нами.

 

«Представьте такую ситуацию, к нам в магазин как-то пришел мужчина. У нас строгие правила, на входе стоят с термометром, проверяют, мы также с первых дней раздаем одноразовые перчатки. Он благополучно проходит проверку, заходит в магазин и вдруг начинает сильно чихать, прям не останавливаясь! Все, кто был рядом, врассыпную. Мы хотели помочь ему, чтобы он быстрее сделал покупки и ушел. И тут он начинает с нами беседы. А потом еще на кассе задает вопросы. Как объяснить людям, что мы работаем в зоне риска, и мы не готовы сейчас вести задушевные беседы. Но не отвечать мы не можем! Хорошо, что на кассе есть стекло, раньше не во всех торговых точках оно было. И кстати, некоторые пытаются пролезть даже через него, чтобы что-то уточнить», – говорит она.

 

 

Зиёда признается, что сама по себе очень брезгливая, и сейчас только со слезами и улыбкой на лице вспоминает докарантинные случаи, когда покупатели, плюнув по привычке на пальцы, пересчитывали деньги. Слюни, конечно же летели во все стороны. Сейчас, к счастью, в полиэтиленовых перчатках такой фокус не выходит. А еще раньше, увидев знакомого, люди запросто обнимались тут же, не отходя от кассы.

 

 

Зиёда отмечает, что за время карантина покупатели не стали покупать меньше продуктов и бытовой химии.

 

«Потребительская корзина осталась прежней. У нас супермаркет внутри массива, в день проходит до 1,5 тысячи человек. Покупают все ровно то же самое, что и всегда. Не отказались от вкусного и сладкого, от копченостей, чипсов, газированных напитков и других продуктов не первой необходимости», – делится она.

 

Конечно, за четыре месяца карантина пребывание людей, да и работа самих сотрудников магазинов изменилась кардинально. И мы, и продавцы уже со многими вещами свыклись, вошли в ритм нашей новой реальности. Хочется надеется, что полученный опыт позволит нам и дальше с обоюдным уважением друг к другу решать все возникающие проблемы. А о том, как мы отоваривались раньше, остается пока лишь вспоминать.