Россия вышла из китайско-центральноазиатского проекта железной дороги

Поиск новых торговых путей стал приоритетом для стран Центральной Азии после начала войны на Украине. В 2022 году «Северный коридор», который идет из Китая через Казахстан, Россию и Беларусь, а затем входит в ЕС через Польшу стал ограничен в своих возможностях из-за санкций. Проект постройки железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан, как новый путь из Китая в Европу стал снова актуальным. Проект незаметно покинула Россия, в чем мог поучаствовать Пекин.

Идея постройки железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан возникла в начале 2000-х годов. В 2003 году Китай выделил 2,4 миллиона долларов на разработку предварительного технико-экономического обоснования проекта. Новая магистраль по предварительным расчетам должна была стать на 900 километров короче существующего «Северного коридора». Проект должен был снизить потенциал торговой магистрали проходящей по территории России, поэтому Москва стала участником обсуждений по строительству в формате 3+1. Интересы РФ предугадать было не трудно. Стране было необходимо либо помешать строительству железной дороги, либо получить от этого выгоду.

До начала войны на Украине проект оставался в рамках вялотекущего обсуждения. Однако после введения западных санкций против России страны Центральной Азии и особенно Узбекистан подняли вопрос создания «Южного коридора» из Китай через Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан и вместо России через Каспийское море в Азербайджан, Турцию, а далее в Европу. Новый торговый маршрут должен был стать короче, быстрее, а значит более выгодный для Пекина. Для стран Центральной Азии это возможность диверсифицировать свои импортные и экспортные пути, а также получать несколько сотен миллионов долларов в год только за счет транзитных пошлин.

Уход России из обсуждения проекта и война на Украине дали новый толчок железной дороге Китай-Кыргызстан-Узбекистан в рамках «Южного коридора». В 2023 года Пекин начал строительство участка до кыргызстанского села Казарман. Ташкент и Бишкек находятся в процессе поиска финансов для строительства своих участков железной дороги. Однако в начале марта на трехсторонней встрече в Кашгаре председатель кабинета министров Кыргызстана Акылбек Жапаров сообщил, что вместе с узбекистанскими и китайскими высокопоставленными чиновниками им удалось утвердить технико-экономическое обоснование.