Пополнение российской армии происходит за счет мигрантов

Россия ведет войну против Украины. Согласно данным американской разведки более 300 тыс. единиц личного состава из оккупационных войск было уничтожено и ранено. Это больше, чем количество военных, которое Россия имела на момент начала вторжения в Украину. Тогда, по данным разведок из разных стран, на границе с Украиной было сосредоточено от 150 до 200 тысяч комбатантов регулярной армии РФ.

Колоссальные потери российская армия в начале решила восполнять с помощью заключенных, которых набирал ныне покойный экс-глава ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин, а после того, как стало понятно, что зэков не хватает, Путин подписал указ о мобилизации 21 сентября 2022 года. С тех пор на войну стали массово забирать россиян. Кроме коренных граждан РФ, под мобилизацию попали также натурализованные россияне и даже мигранты, которые никогда не имел российского паспорта.

После нескольких недель активного набора и выборки всех добровольцев среди россиян, оказалось, что мобилизация не дает нужного эффекта. Российской армии не хватает людей. Все, кто мог отправиться на фронт уже там, а новые не особо хотят идти воевать. Кроме того, стало ясно, что гораздо проще усилить давление на иностранцев, которые не знают язык и своих прав, чем продолжать нагнетать обстановку в России.

В декабре 2022 года Шойгу ставит задачу – увеличить численность контрактников до 695 тыс. контрактников. К концу 2023 года планировалось набрать 521 тыс. человек. Позже не всегда трезвый депутат Госдумы Гурулев объявил, что до конца 2023 года стоял план набрать 420 тыс. человек. Тем не менее, характер поставленной задачи также подтверждает продолжающуюся тенденцию по привлечению мигрантов на войну в Украине, ведь иностранцев склоняют именно к подписанию контрактов, так же, как и натурализованных россиян.

Год назад в российском МВД оценили находящихся в России мигрантов в районе 6 млн человек. Традиционно, это люди из трех стран Центральной Азии: Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана. Больше половины из 6 млн приехали на заработки. В конце 2022 года паспорт страны агрессора получили 27,2 тыс. приезжих из Узбекистана, 23,5 – из Кыргызстана и 173,6 тыс. граждан Таджикистана. Кроме того, в пользу российского гражданства отказались от своего (так как в Казахстане запрещено двойное гражданство) 42 тыс. казахов. Таким образом в 2022 году сразу 269,8 тыс. выходцев из Центральной Азии (с учетом Казахстана и Туркменистана) получили российский паспорт.

В 2023 году желание отправится в Россию на заработки сместилось в отрицательный тренд. В РФ приехало чуть больше половины рабочих из Центральной Азии в прошлом году относительно показателей 2022 года. На получение российского гражданства подали 63,6 тыс. человек. Было одобрено 55,4 тысячи заявок. Это почти наполовину меньше, чем в 2022 году, и в четыре раза меньше, чем в 2015 году, такой вывод можно сделать из официальной статистики МВД. Тем не менее, общее количество новых граждан России среди выходцев из Центральной Азии только за первую половину 2023 года даже выросло: 122,4 против 121 тыс. — прирост обеспечили граждане Таджикистана. Количество выходцев из Центральной Азии, получивших российское гражданство с начала 2022 года по середину 2023 года, оценивается в 392,3 тысячи человек. (МВД перестало публиковать данные о количестве мигрантов с июля 2023 года, хотя обычно статистика выходила  в двадцатых числах каждого месяца. В последний раз статистика обновлялась 17 августа 2023 года).

Естественно, для российских чиновников такие цифры новоиспеченных россиян и планы по набору контрактников в армию прекрасно совпадали. От слов к действию и после непродолжительных обсуждений о необходимости ставить на военный учет выходцев из Центральной Азии, получивших российский паспорт депутаты Госдумы перешли к действию. Глава президентского Совета по правам человека Валерий Фадеев заявил, что мигранты, получающие российский паспорт имеют не только права, но и обязанности. За отказ от постановки на воинский учет натурализованных россиян стали депортировать из страны и лишать российского гражданства.

Вместе с тем, вновь получающие паспорт РФ начали получать его вместе с повестками в военкомат, якобы, для постановки на учет. Однако по факту выходцы из Центральной Азии после прибытия в военкомат отправляются в лучшем случае в тренировочные центры или сразу в Украину. В качестве показательной меры двух выходцев из Центральной Азии лишили приобретенного российского гражданства в челябинском суде.

Тем не менее, мигранты не особо хотят становится на воинский учет, впрочем, как и коренные россияне. В Кремле это понимают, поэтому с весны прошлого года начали происходить облавы на мигрантов. Охота прежде всего ведется на натурализованных граждан РФ, так как получившие российский паспорт мигранты по закону становится на военный учет.

С июня 2023 года силовики стали часто посещать места скопления выходцев из Центральной Азии. 20-летний гражданин РФ Джахонгир Ормонов работает в семейной лепешечной на рынке Красноярска. Он рассказал, что и раньше видел рейды полицейских, однако в сентябре 2023 года в заведение нагрянуло, по его словам, не менее 50 полицейских, которые стремительно ворвались в лепешечную и не выпускали никого. Ормонов рассказал, что раньше его никогда не трогали, однако на этот раз, вместе с сотрудниками и посетителями отвезли в участок.

В участке, рассказывает молодой человек, людей разделили на две группы – те, у кого есть российский паспорт и те, у кого его нет. Из-за того, что документ Ормонова оказался последний в стопке ему пришлось долго ждать, пока остальные пройдут допрос. Когда очередь дошла до него, полицейский просто отдал ему паспорт и похвалил. Ормонов никогда не стоял на военном учете, однако был рожден в России. По всей видимости полицейских привлекла его фамилия. А вот выходцы из Центральной Азии получили повестки и были оштрафованы.

Другой случай описал посетитель, также россиянин. Он не назвался в целях безопасности. В узбекском кафе «Халяль. Узбекские блюда» в Москве в один момент ворвались 20 сотрудников МВД. Они приказали всем сидеть на своих местах и запретили видеосъемку. По словам рассказчика, все сотрудники был очень нервные несмотря на то, что посетители и персонал реагировали очень спокойно. Граждан РФ и выходцев из Центральной Азии посадили за разные столы и приказали сдать документы. В первую очередь проверили российские паспорта, а потом иностранные. У одного из сотрудников МВД в штатском была стопка повесток. Он сравнивал отобранные документы с базой в компьютере, заполнял повестки и раздавал тем, кому считал нужным под подпись.

Рейды проходят до сих пор. Не менее 1,5 тыс. натурализованных россиян получили повестки при подобных рейдах в Челябинске, Санкт-Петербурге, Белгородской области, Чуваши, Нижнем Новгороде, Перми, Москве и Краснодаре. Сколько на самом деле силовики выдали повесток установить очень сложно.

Еще труднее определить точно количество мигрантов, которых российские полицейские запугали, запытали, подкупили, чтобы те “добровольно” подписали контракты с российской армией. Задерживать, запугивать, не редко пытать силовики в основном стараются тех, кто, по их мнению, нарушил законодательство РФ и, либо впервые попался полицейским, либо уже находится в местах заключения. В качестве вознаграждения мигрантам предлагают немалые деньги – это от 195 тыс. за подписание контракта и от 200 тыс. ежемесячной зарплаты. Однако наиболее значимым для них бонусом является получение российского паспорта после прохождения службы в Украине. Но и тут российское государство не чисто на руку. Многие мигранты жалуются на то, что недополучают обещанных денег, либо им и вовсе задерживают зарплаты по несколько месяцев. Мигранты, между тем, готовы подписывать контракты с российской армией в обмен на российское гражданство несмотря на то, что у них на родинах участие в военных конфликтах других стран запрещено.

Правозащитница и руководитель Калужского регионального общественного движения «За права человека» Татьяна Котляр рассказала, что к ней за помощью обращалась гражданка Таджикистана, муж которой погиб в Украине. “Он подписал контракт с Минобороны в надежде обеспечить семью российским гражданством, а в итоге оставил жену без мужа и своих троих детей без отца”, — говорит Котляр. Российское гражданство вдове погибшего контрактника получить тоже не удалось. Калужские миграционные службы потребовали от нее копию контракта, который ее муж подписал перед отправкой в Украину, а этого документа у нее не нашлось. Никаких компенсаций за погибшего семья также не получила.

Свою лепту в пополнение российской армии мигрантами вносят также миграционные центры по всей России. Правозащитница Котляр рассказал о случае, когда гражданин Таджикистана Фарух Турсунов хотел оформить российское гражданство, принес все необходимые документы и на законных основаниях обратился в миграционный центр в городе Жуков Калужской области. Его документы отказались принимать, тем самым грубо нарушая законодательство РФ, а именно указ президента об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства России. Фаруху сообщили, что для принятия его документов необходима справка из военкомата “о заключении контракта с российской армией”. Человек поехал в военкомат, сказал, что ему нужна такая справка и на него посмотрели с недоумением. Будучи гражданином Таджикистана, его не могли поставить на учет в военкомат, а заключать контракт не стали, так как Фарух не хотел ехать воевать и у него на иждевении находилось 5 детей в возрасте от 8 месяцев до 8 лет.

О нежелании военкомата заключать с ним контракт в миграционном центре слушать не захотели. Он еще несколько раз приходил в военкомат и возвращался в миграционный центр. В итоге Фарух обратился к Татьяне Котляр, которая помогла ему составить обращение в прокуратуру и уполномоченному по правам человека. Через месяц таджикистанцу пришли ответные письма, где сообщалось, что больше проблем у него возникнуть не должно. Так и случилось. В миграционной службе заявили, что все документы у Фаруха в порядке и остается только проверить его место жительства.

Правозащитница рассказала, что второй половины 2023 года к ней обращались десятки мужчин из Калуги, Обнинска и Жукова с подобной проблемой. Их всех отправляли в военкомат за контрактами. Однако, отмечает Котляр, к правозащитникам обращаются лишь единицы, которые не боятся и готовы добиваться получения российского гражданства. По ее словам, местные чиновники таким образом хотят “выслужится перед начальством”, заманивая мигрантов на войну незаконным способом. В действительности, также неизвестно, сколько мигрантов было отправлено умирать в Украину таким образом. Между тем, губернатор Калужской области Владислав Шапша обвинил мигрантов в недопонимании. С его слов в миграционных центрах выходам из Центральной Азии рассказывают о преимуществах службы по контракту и не заставляют их подписывать соглашение с армией, а мигранты “должны сперва выучить русский язык”.

О вербовке заключенных из российских тюрем известно давно. Мигранты не являются исключением. Однако также известны случаи, когда освободившихся из колоний выходцев из Центральной Азии также склоняли к подписанию контракта. Мухриддин Сироджов после отсидки отправили в центр временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ) в Курганской области. После начала попыток вербовки он сразу же отказался подписывать контракт и начал призывать других отказываться от его подписания. За это сотрудники ЦВСИГ посадили его в отдельную камеру и угрожали завести уголовное дело, если он продолжит призывать других мигрантов не ехать на войну.

По словам Сироджова за две недели пребывания в центре временного содержания сотрудникам удалось завербовать около 20 человек. После подписания контракта, мигрантов тут же переводили в камеры “повышенного комфорта”. Но были и те, которые вначале согласились, а после передумали. Таких силовики избивали до тех пор, пока те не подписывали контракт. Также Сироджов упомянул о восьми мигрантах, которых доставили в ЦВСИГ незаконно. При проверке документов их документы были испорчены специально, после чего иностранцев отправили в изолятор.

В действительности, невозможно определить точно количество выходцев из Центральной Азии воюющих на стороне российской армии в Украине. Однако очевидно, что их рассматривают в качестве одной из основных баз для пополнения оккупационной армии. Об этом, в том числе, говорят публичные заявления российских чиновников, которые недовольны тем, что мигранты отказываются идти воевать после получения российского паспорта. Потенциальная база контрактников только за последние полтора года пополнилась на 896 тыс. человек, из них 392,3 тыс. – выходцы из Центральной Азии. По данным СКР, в прошедшем году только в Москве и Московской области в ходе совестной работы сотрудников Следственного комитета, военкоматов и силовиков были поставлены на учет порядка 2,3 тыс. натурализованных граждан России. Более 700 человек отправили служить по призыву, остальные заключили контракты и отправились воевать в Украину.