В Узбекистане дефицит бюджета назван рекордным

По прогнозам правительства Узбекистана в конце года государственный бюджет должен был наполниться 4,3 триллиона сумов. Однако за первое полугодие наблюдается большой дефицит, причиной которого может оказаться тесная связь с Москвой.

Падение рубля вызвало девальвацию национальных валют во всех центральноазиатских республиках. Узбекистан был вынужден сократить свои золотовалютные запасы, чтобы стабилизировать курс, однако до прежних показателей сум так и не вернулся. Теперь дефицит наблюдается в бюджете страны, и причина может быть не только в падении курса рубля.

За первые полгода 2023 года доходы государственного бюджета Узбекистана составили 102,3 трлн сумов (более 8 миллиардов долларов), что на 11,1 процентов больше, чем за тот же период прошлого года. Однако расходы превысили доходы и составили 129,1 триллионов сумов, что на 25,3 процентов больше. Таким образом, расходы государства растут в два раза быстрее, чем доходы. Дефицит государственного бюджета составил 27,4 триллиона сумов или 5,83 процентов от ВВП страны, который за этот период составил 469,9 триллионов сумов. За последние два месяца (июль-август) доходы государственного бюджета составили 38,1 триллионов сумов, а расходы – 50 триллионов сумов. Таким образом, бюджетный дефицит зафиксирован на уровне 12,2 триллиона сумов. Суммируя данные за восемь месяцев, дефицит государственного бюджета составляет 39,6 триллионов сумов. Данные по ВВП по итогам августа пока неизвестны, поэтому точное соотношение дефицита к ВВП будет уточнено позднее.

Фото: За первые полгода 2023 года доходы государственного бюджета Узбекистана составили 102,3 трлн сумов

Фото: За первые полгода 2023 года доходы государственного бюджета Узбекистана составили 102,3 трлн сумов

Показатели дефицита выше, чем в пандемийные годы. Девальвация рубля сыграла свою роль в отрицательном сальдо узбекистанского бюджета. Предприниматели, ориентированные на российский рынок, вынуждены корректировать цены товаров, согласно курсу рубля. Таким образом, они получают меньше прибыли в долларах, чем раньше.

Кроме того, Узбекистан стал больше закупать российской продукции. Она менее качественная, однако, более дешевая. А западные санкции не позволяют отправлять товары из России на прежние рынки сбыта. Поэтому Москва рассматривает центральноазитские республики одними из основных потребителей своей продукции. Также Ташкент помогает России обходить санкции и стал транспортным хабом, через который в страну ввозится запрещенная продукция. Узбекистан должен был выиграть от таких поставок, однако из-за падения рубля итоговая цена оказывается практически сопоставима с закупочной.

В самом начале российского вторжения на Украину, эксперты прогнозировали, что прежние торговые связи с Москвой станут токсичны. Узбекистан не только продолжил сотрудничать с Россией, но при содействии президента Шавката Мирзиеева увеличил товарооборот между странами. Теперь Ташкент ощущает на себе, что означает поддерживать отношения с токсичным партнером.