Узбекистан способен справиться с энергетическим кризисом без России, мнение аналитиков
Любое сотрудничество с Россией влечет за собой дополнительные риски оказаться в зависимости от Москвы, заявляют западные эксперты.
Особенно актуальна такая ситуация в энергетической сфере. В тоже время, возникший в конце этого года энергетический кризис в Узбекистане ставит республику перед непростым выбором пойти на предлагаемые Россией условия и получить газ, либо отказаться и оставить страну без электричества. С другой стороны, Ташкент имеет все для того, чтобы сократить покупку российских энергоресурсов до минимума.
Монополия на рынке энергоресурсов опасна тем, что поставщик может диктовать свои политические условия. Так произошло с Европой, где практически половина природного газа шла из России. После начала войны на Украине, ЕС ввел санкции против Москвы, в ответ на которые РФ потребовала от Европы невозможного — расчитываться в российских рублях, в противном случае «Газпром» мог отключить европейские страны от газа.
«Западная коалиция это сильная политическая и экономическая сила, поэтому европейцы смогли быстро переориентироваться на других поставщиков. На своем примере, ЕС продемонстрировал, как опасна монополия импорта энергоресурсов», — пишут аналитики.
Узбекистан добывает газ для внутреннего потребления населения. Так, добыча в 2022 году составила более 50 миллиардов кубометров, в то время как потребление населением около 47 миллиардов. Из этого следует, что республика способна обеспечить свое население самостоятельно. Однако РУз имеет контрактные обязательства со странами импортерами узбекистанского газа, которые пришлось приостановить в связи с необходимостью удовлетворить спрос населения в зимний период.
Россия предложила создать «тройственный газовый союз». «Даже в таком положении Ташкент отказался, ведь в правительстве понимают, как опасны любые союзы с Москвой», — комментируют ситуацию запалные специалисты.
Тем не менее, Ташкент договорился о дополнительных поставках газа из Туркменистана (1,5 миллиардов кубометров за три месяца). Также в ходе встречи президентов Шавката Мирзиеева и Касым-Жомарта Токаева 23 декабря, лидеры договорились о поставках казахстанской нефти в 2023 году. Азербайджан и Узбекистан договорились улучшать отношения в энергетической сфере, чем подкрепили диверсификационную политику Ташкента.
Более того, по указу Мирзиеева, до 2030 года Узбекистан должен обеспечивать до 30% электроэнергии из возобновляемых источников. За проекты фотоэлектростанций и ветровых электростанций уже взялись иностранные партнеры республики. К примеру, 23 декабря был подписан контракт с саудовской компанией «ACWA Power» на постройку ветряной электростанции в Каракалпакстане мощностью 1500 МВт до 2026 года, которая, по прогнозам специалистов, должна сэкономить 1,5 миллиарда кубометров газа в год.
«Узбекистан намеренно отказывается от увеличения поставок топлива из России. В среднесрочной перспективе республика видится энергонезависимой от внешних экспортеров углеводородов. Предложенный Москвой газовый союз непременно затормозит этот процесс и может монополизировать рынок энергоресурсов Узбекистана, чего точно Ташкент намерен избежать», — считают западные политологи.
Последние Новости
- Обновление парламента, утверждение правительства, отставки, жестокость в Пскенте —
- В парке Yangi Oʻzbekiston прошёл финал студенческих забегов
- Смартфоны HUAWEI nova 12 серии: удобный доступ
- Небольшое землетрясение ощущалось в Ташкенте и ряде регионов
- Университет Кимё предпринимает шаги к новым возможностям для
- Skillbox представил топ востребованных профессий в IT