Для чего Мирзиёев налаживает тесные отношения с ОАЭ

Развитие взаимоотношений с Россией как единственно верный вариант никогда не рассматривался в Узбекистане. Даже во времена правления Ислама Каримова страна держала курс на многополярное развитие отношений между странами. Это сильно отличает правительство Ташкента от других стран Центральной Азии.

Исключением являются Узбекистан, также как и Туркменистан не вступили в союзы ОДКБ и ЕАЭС.

Однако, в отличие от Туркменистана, Узбекистан стал страной-наблюдателем в Евразийском экономическом союзе в конце 2020 года.

Ташкент на один шаг стал ближе к интеграции с Россией, считают западные политологи. Интерес Мирзиеева к сотрудничеству с Кремлём никогда не был однозначным. Ещё в первой половине 2020 года он говорил о вероятном отказе от присоединения РУз к ЕАЭС.

Россия сейчас в значительной мере финансирует модернизацию промышленности страны, способствует строительству первой АЭС в Узбекистане и направляет усилия на “улучшения” жизни мигрантов. Западные специалисты считают, что всё это производимтся со стороны России с целью получения возможности манипулировать политическими решениями республики.

Мирзиеев потребовал предоставить Узбекистану льготы экономического союза, чтобы понять преимущества членства в ЕАЭС. Этой просьбой, президент республики намеревается выиграть для страны время, чтобы рассмотреть условия создания союзов с другими странами мира.

Так, 15 июня Шавкат Мирзиеев принял делегацию Объединённых Арабских Эмиратов во главе с министром по делам Правительства Мухаммадом бин Абдуллой аль-Гаргави. Кроме обоюдных тёплых приветствий, представители двух стран пришли к выводу, что им необходимо более тесно сотрудничать. Обсуждались вопросы в развитии альтернативной энергетики, создании совместных агрокомплексов, финансировании бизнес-инициатив, а также развитие социальных программ. По итогам встречи достигнута договорённость о принятии совместной «дорожной карты», направленной на широкое внедрение передового опыта Эмиратов в сфере государственного управления, формирования долгосрочной программы преобразований и перехода на инновационный путь развития.

Стремление Мирзиеева в развитии взаимоотношений с ОАЭ прямо показывает альтернативу взаимоотношениям с Россией. Возможно, президент Узбекистана не намерен вступать в ЕАЭС и опасается соответствующей реакции со стороны Москвы. Финансирование эмиратами бизнес-проектов, развитие альтернативной энергетики, внедрение опыта государственного управления и так далее. Всё это противопоставлено российской инвестиционной программе по развитию промышленности, строительству АЭС и работе Россотрудничества, которое, теоретически, вносит свою лепту при лоббировании интересов России в правительстве Узбекистана.