Российские эксперты прогнозируют рост стоимости фруктов из Узбекистана

Российские агроаналитики предполагают рост цен на фрукты из Узбекистана: персики, сливы, абрикосы, что связано с ущербом вызванным второй волной заморозков.

Сообщается, что специалисты EastFruit закончили предварительную оценку ущерба для косточковых фруктов (черешня, абрикос, персик и слива), а также миндаля в Узбекистане от второй волны заморозков, которая прокатилась по территории страны в середине марта. Как и ожидалось, ущерб для косточковых фруктов резко вырос, отмечает портал.

Снижение урожая этих фруктов существенно отразится и на ценах косточковых в РФ.

Еще большее влияние снижение урожая абрикоса окажет на рынок сухофруктов, т.к. курага является ключевым видом экспортируемых сухофруктов.

На данный момент ожидается, что Узбекистан не досчитается уже более половины урожая абрикоса и миндаля. Также, в отдельных регионах, почти полностью утерян урожай черешни, хотя в других виды на урожай по-прежнему неплохие. Потери по персику и сливе могу быть немного ниже, чем по абрикосу и миндалю, но, возможно, сопоставимыми с потерями черешни.

Ожидаются серьезные проблемы с качеством фруктов, поскольку заморозки во время цветения и даже перед цветением, как правило, приводят к дефектам плодов и мешают полноценному опылению.
Эксперты портала опросили более 30 садоводов и фермеров из разных областей Узбекистана, которые в сумме формируют 95% общего объема производства плодов и ягод в республике.

В общей картине ущерба урожая косточковых видов фруктов позитивно выделяются Хорезмская область и Республика Каракалпакстан, где оценка потерь урожая абрикоса составляет всего лишь около 10%.

В подавляющем большинстве регионов Узбекистана – производителей сельхозпродукции (в 9 из 13) потери урожая абрикоса оценивается от 40% до 90%. Эти области республики формируют 88% общего объема производства плодов и ягод. Как выяснялось по результатам опроса садоводов и фермеров, в этих регионах сохранили урожай в большей части поздние сорта абрикоса, напротив – потери на ранних сортах и средним периодом созревания оцениваются от 70% до 99%.

Потери урожая абрикоса в среднем по Узбекистану могут достигать на данный момент 60-65%. В таких же пределах, или даже немного выше, оцениваются потери урожая миндаля.

Персика, нектарина и сливы в Узбекистане может быть потеряно около половины.

Урожай черешни, судя по всему, пострадал незначительно в Ферганской долине. Однако и здесь могут не досчитаться 5-15% урожая, а также, возможно возникновение проблем с качеством плодов. А вот в столичной области черешня потеряна, по предварительным оценкам, почти полностью – фермеры ожидают получить лишь около 10% от того, что они ожидали ранее. В Бухарской и Самаркандской областях черешни соберут лишь 50-70% от ожидавшегося урожая. В среднем по стране потери урожая черешни оцениваются в 25-30%.
Столь значительные потери, с одной стороны, могут привести к росту цен на внутреннем рынке фруктов, а, с другой, фрукты невысокого качества вряд ли будут продаваться по высокой цене. Снизится также предложение сырья для производителей соков, пюре, концентратов и сухофруктов, а значит и здесь стоит ожидать высоких цен.

По данным EastFruit, в 2020 году Узбекистан экспортировал напрямую на рынок России более 217 тыс. тонн фруктов и орехов в свежем и сушеном виде на сумму около $224 млн. Однако в 2021 году, очевидно, объёмы узбекского фруктового экспорта в Россию резко снизятся.